Отменены налоговые льготы – 2021 год

Налоговые льготы;

Содержание статьи

Самое главное по теме: “Отменены налоговые льготы” от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

В Минфине предложили отменить и изменить часть налоговых льгот для россиян

По мнению сотрудников ведомства, некоторые меры господдержки могут быть неэффективны, из-за чего бюджет недополучает средства.

Фото © РИА Новости/Наталья Селиверстова

В Министерстве финансов России предложили составить отдельный перечень «налоговых расходов» госбюджета, а главное, провести их оценку на предмет эффективности. В случае выявления таких «расходов», льготы могут быть скорректированы или отменены вовсе. Соответствующий проект постановления правительства, разработанный министерством, был опубликован на портале раскрытия нормативных актов.

К «налоговым расходам» государства относятся льготы по налогам, сборам и таможенным платежам, которые государство применяет для поддержки бизнеса, НКО, социально незащищённых групп граждан и других категорий. Отмечается, что часть данных льгот не имеет конкретного срока действия. Как подчёркивают в министерстве, данная ситуация приводит к тому, что государство недополучает часть ресурсов. Но в отличие от прямых трат контроля за данным видом «расходов» нет.

Как сообщает РБК со ссылкой на представителя министерства, в настоящее время документ находится на стадии общественного обсуждения и может быть изменён.

Налоги и пособия. С 1 января исчезнет ряд льгот

Налоговые каникулы для ИП

Отсрочку по налоговым платежам получили от законодателей начинающие предприниматели. Термин «налоговые каникулы» появился в 2015 году. Эта форма поддержки ИП освобождает вновь открывшееся предприятие малого бизнеса от налогов в течение двух лет со дня регистрации. Закон о возможности применения нулевой налоговой ставки будет работать до 31 декабря 2020 года. Детали налогового «отпуска» регулируются местными властями в каждом субъекте РФ. Но есть несколько основных моментов, которые должен учитывать новоявленный бизнесмен.

Условия для налоговых каникул

1.Индивидуальный предприниматель открывает ИП первый раз.

2.ИП выбрал Патентную или Упрощенную систему налогообложения.

3.Основная деятельность предприятия связана либо с производственной, либо с социальной, либо с научной сферой.

4.Предприниматель получает не меньше 70% дохода от основного вида деятельности.

5.В области, где прописан ИП, принят закон о налоговых каникулах.

6.Регистрация бизнеса состоялась после принятия местного закона.

Все уточнения по этой льготе можно получить в ФНС своего региона. Законодатели на местах расширяют список условий. О том, что еще может потребоваться от ИП мы рассказывали в этой статье.

От каких налогов могут освободить бизнес и граждан в 11 субъектах РФ

В законопроекте идет речь об отмене на Дальнем Востоке восьми федеральных налогов:

  • НДС;
  • уплаты акцизов;
  • НДФЛ;
  • налога на прибыль организаций;
  • налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • водного налога;
  • уплаты госпошлины;
  • сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Региональные налоги и сборы депутат предлагает оставить. Также он не хочет отменять такие льготные режимы налогообложения, как упрощенная система налогообложения и патентная система налогообложения, особенно популярные у ИП.

Налоговые вычеты для ИП

Налоговая база для ИП может быть уменьшена за счет налогового вычета. Право на него имеют индивидуальные предприниматели, работающие по общей системе налогообложения, а именно те, кто отчисляет в бюджет НДФЛ. Существует пять видов налоговых вычетов.

Имущественный вычет Условия получения регулируется Налоговым кодексом РФ, часть 2, статья 220. Подробно об имущественном вычете читайте в нашей статье.

Стандартный вычет Вычетов таких несколько. Их полный перечень утвержден в 218 статье второй части Налогового кодекса РФ. Среди них: вычеты на детей, вычеты законным представителям детей-инвалидов, вычеты Героям РФ и СССР и др. Для каждой категории из перечня назначена своя сумма компенсации.

Социальный вычет Социальный вычет будет предоставлен только на основании документов, подтверждающих фактически понесенные расходы. Он регулируется Налоговым кодексом РФ, часть 2, статья 219. Основание для него может служить: благотворительность, лечение, обучение и др.

Профессиональный вычет Эта форма вычета предоставляется только лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Рассчитывается двумя способами.

сумма затраченных на предпринимательскую деятельность средств.

Законодательной базой по профессиональному вычету является Налоговый кодекс РФ, часть 2, статья 221.

Инвестиционный вычет Вычет доступен ИП, которые вкладывают средства на долгосрочную перспективу. Регулирует инвестиционные вычеты Налоговый кодекс РФ, часть 2, статья 219.1.

Право на налоговые вычеты не имеет ИП на льготной системе налогообложения (ПСН, УСН, ЕНВД, ЕСХН), так как освобожден от НДФЛ. Такой предприниматель может получить вычет только в случае, если имеет помимо своей деятельности доход, с которого отчисляет 13%. Это может быть оплата по трудовому договору, доход от аренды имущества, выигрыш в лотерею и др. Такой доход учитывается, как доход физлица и подлежит декларированию. В результате чего ИП получает право воспользоваться налоговыми вычетами.

В 11 регионах РФ предложили отменить НДС, НДФЛ и другие федеральные налоги

С 1 января отменяется целый ряд льгот. Лайф разбирался, каких выплат больше не будет и чем их можно заменить.

Льготы бывают разными. Меры социальной поддержки устанавливаются на федеральном уровне и региональном. Последние каждый регион устанавливает самостоятельно. Регулируются они местными законами. Мы сконцентрируемся на федеральном законодательстве, под которое подпадают все льготники вне зависимости от места проживания.

— С 1 января 2020 года известно об отмене компенсационной выплаты в размере 50 рублей отдельным категориям граждан,

— рассказала ведущий юрист Европейской юридической службы Оксана Красовская. — Она устанавливалась с 1 января 2001 года. Ежемесячные компенсации полагались студентам и аспирантам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям, матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком. По действующим пока правилам компенсационная выплата назначается по заявлению матери или другого родственника, который фактически ухаживает за ребёнком. Работодатель перечисляет её за счёт собственных средств. После 1 января обязанность платить пособие сохранится только в отношении тех сотрудников, кому выплата была назначена ранее.

Конечно, сумма льготы была ничтожно мала. Формально никакого смысла в этом пособии просто не было. Вместе с отменой выплат в силу вступят новые поправки к закону «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Они расширяют круг получателей ежемесячных выплат на первого и второго ребёнка. Так, с 2020 года при рождении ребёнка семья, чей доход не превышает двух прожиточных минимумов, принятых в регионе, сможет рассчитывать на пособие в размере средней зарплаты. Раньше рассчитывать на такую выплату могли только семьи с тремя и более детьми.

При этом родители смогут получать выплаты до тех пор, пока ребёнку не исполнится три года. Сейчас пособие платят до полутора лет, а с полутора лет до трёх детское пособие носит чисто символический характер. Так что от потери этой льготы никто не пострадает.

Куда больше расстроились малые предприниматели. Есть новшества в налоговой сфере. Это касается ЕНВД. Полностью отменён единый налог на вменённый доход будет с 1 января 2021 года. Но, чтобы изменения не были такими шокирующими, было решено разделить уход от ЕНВД на два этапа. Первая часть изменений вступит в силу с 1 января 2020 года.

— Налоговое послабление не смогут получить предприниматели, которые продают определённый перечень маркированной продукции,

— пояснил управляющий партнёр юридического бюро United Partners Андрей Андреев. — Это лекарства, меховые изделия и обувь. На остальные товары розничной торговли ограничения пока не распространяются. С января 2021 года ЕНВД исчезнет вовсе. В первую очередь последствия отмены отразятся на малом бизнесе, для которого режим ЕНВД был спасательным кругом. Налоговая нагрузка при переходе на альтернативные налоговые режимы может возрасти до 50%. Есть риск, что значительная часть тех, кто работал по вменённому доходу, уйдёт в тень. Какие-то небольшие компании закроются. Просто потому, что вести бизнес им станет невыгодно.

Что касается перспектив следующего года, то серьёзного ослабления льгот юристы не ожидают. Возможно, будут незначительные изменения в региональном законодательстве, но речь может идти только о дополнительных мерах социальной поддержки. Такое мнение высказал руководитель GR-практики юридической компании BMS Law Firm Дмитрий Лесняк. Он полагает, что основные льготы, установленные федеральным законодательством, сохранятся. При этом юрист отметил, что денег на льготы может выделяться и больше — в новом году повысятся доходы бюджета. Предпосылками к этому он считает рост пошлин, внедрение других способов взимания штрафов и законопроекты, ориентированные на взаимосвязь предпринимателей и инвесторов с государством.

Регионам придется отменить часть налоговых льгот

Идея оценивать эффективность налоговых льгот регионов при распределении дотаций обсуждалась в пятницу на правительственной комиссии по региональному развитию. В целом она одобрена, говорят два федеральных чиновника. Но окончательного решения пока нет, уточняет представитель вице-премьера Дмитрия Козака (отвечает за региональную политику): до 1 декабря регионы должны направить предложения, а Минфин – до конца года их обобщить и доложить. Представитель Минфина не ответил на запрос.

Регионам, налоговая политика которых окажется неэффективной, Минфин предлагает сокращать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это около 2 трлн руб. на ближайшие три года – более 40% трансферта из федерального бюджета. Половину всех дотаций получат 13 регионов, больше всего – Дагестан.

Регионы много теряют из-за неэффективных льгот, объясняет один из чиновников. Минфин предлагает разделить все льготы на стимулирующие (например, пониженная ставка), социальные и оптимизирующие бюджетные потоки (для госучреждений). Их общая сумма – около 330 млрд руб., писал «Коммерсантъ» и подтверждает чиновник. Большая часть приходится на стимулирующие льготы – около 70%, 8% на социальные и остальное на оптимизирующие. Последние Минфин предлагает отменить, социальные – включать в расходы модельного бюджета региона (учитывать как расходы), а для стимулирующих ввести оценку эффективности. Если за пять лет доходы от льготы не превысили потери, она неэффективна и при расчете дотации такие расходы учитываться не будут. Регион сможет ее сохранить, но помощь ему сократится, объясняет чиновник.

Примеров неэффективных льгот много, рассказывает партнер налоговой и таможенной практики Dentons Василий Марков, прежде всего это те, которые выполняют роль подарка, а не стимула. В нескольких регионах подать заявку на льготу можно, только профинансировав все инвестиции, приводит он пример, а какой смысл давать льготу, если компания уже все построила? Некоторые регионы сокращали налог на прибыль для всех компаний (например, Пермский край на 4,5 п. п.), но стать центром притяжения для бизнеса не удается – зато долг вырос, говорит старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин.

Федеральные налоговые льготы, навязанные регионам (на них приходится более 60% потерь от льгот), учитываться не будут, поясняет чиновник. Выполнять майские указы президента сокращение дотаций на бюджетную обеспеченность не помешает, на них регионы получают другие дотации – на сбалансированность.

Отмена оптимизирующих льгот увеличит конкуренцию между частными и госуслугами, поддерживает идею Редькин. Социальные же льготы лучше заменить прямыми субсидиями нуждающимся, считает Марков. По методике они считаются априори эффективными, но круг их получателей широк, считает эксперт, участвовавший в их обсуждении: регион освободил всех людей от налога на одно транспортное средство небольшой мощности, выпадающие доходы огромные, а социального эффекта нет – пользоваться льготой могут и бедные, и богатые.

Не оценивая эффективность стимулирующих льгот, федеральный бюджет просто финансирует компании, согласен Редькин, но подходить к их оценке надо более комплексно. Делить все льготы всего на три категории неверно, как и связывать их эффективность только с налоговыми поступлениями, согласен эксперт, участвовавший в обсуждениях, ситуация в экономике может измениться и у компании начнет падать выручка. Многие компании льготируются не для роста доходов, а для решения других задач, например развития отрасли. Оценку же льгот лучше привязать к госпрограммам, как Минфин предлагает для федеральных льгот: оценивать достижение конкретных целей, предлагает собеседник «Ведомостей».

Федеральная политика не способствуют росту бюджетного потенциала регионов, предупреждала Счетная палата. Ключевая проблема – федеральные льготы по налогам, отмечает Карен Вартапетов из S&P, без их снижения или учета их последствий проблему выпадающих доходов регионов решить будет достаточно сложно. Предложение Минфина может побудить регионы отказаться от неэффективных льгот, но оно может еще больше ограничить регионы в выборе инструментов, необходимых для развития, заключает Редькин, скорее цель – решить фискальную задачу.

Правительство отменит первую льготу по налогу на добычу нефти

Правительство поручило отменить пониженную ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для компаний, которые за свой счет осуществляют поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений, сообщил РБК представитель Минфина. Льгота вводилась для компенсации расходов недропользователей, открывших и разведавших месторождения до 2001 года.

Отменить льготу поручила правительственная комиссия по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, сообщил РБК представитель Минфина. Поправки в Налоговый кодекс планируется внести в правительство до 1 апреля. На портале проектов нормативных правовых актов появилось уведомление о начале разработки проекта. О конкретном сроке отмены льготы говорить рано, уточнил представитель Минфина.

Понижающий коэффициент 0,7 ввели в 2002 году после перехода от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы к взиманию НДПИ. Ранее от отчислений были освобождены компании, разведывающие запасы за свой счет или полностью возмещавшие расходы государства на разведку. После перехода к НДПИ льгота позволила сохранить преференции для таких структур и возместить издержки на поиск и разведку месторождений до 2001 года.

Куратором по оценке эффективности пониженной ставки НДПИ (0,7 от полной) является Минприроды. Как сообщили РБК в министерстве, льгота является одним из немногих инструментов, стимулирующих частные инвестиции в геологоразведочные работы. «В условиях ограниченности бюджетных средств, направляемых на воспроизводство минерально-сырьевой базы, привлечение частных инвестиций в данную сферу деятельности является одним из основополагающих направлений госполитики по развитию минерально-сырьевого сектора», — подчеркивает Минприроды.

Почему льгота исчерпала себя

Льгота вводилась исключительно для компенсации расходов компаний и не создает стимулов для поиска и разведки новых месторождений, указал Минфин в обзоре бюджетных расходов. «Цель предоставления льготы уже достигнута, сейчас целесообразно ее отменить», — сказал РБК представитель министерства.

По данным Минфина, сейчас этой преференцией пользуются лишь три налогоплательщика [названия компаний не раскрываются], и около 99% выпадающих доходов бюджета приходится на льготу при добыче нефти. В 2018 году льгота была предоставлена всего для 11 участков (лицензий), а объем выпадающих доходов бюджета превысил 1 млрд руб.

С применением пониженной ставки налога было добыто всего 509 тыс. т нефти в 2018 году. Это около 0,1% добычи в стране, прокомментировала РБК директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарья Козлова. Воспользоваться льготой смогли немногие, в основном совместные предприятия, созданные в 1990-х, пояснила эксперт. «На практике возникло много споров и судебных разбирательств о том, что считать разведкой месторождений за счет собственных средств», — сообщила Козлова.

Общий объем налоговых льгот только при добыче нефти Минфин предварительно оценивал в 1,6 трлн руб. за 2019 год. К 2033 году они достигнут астрономических 2,3 трлн руб., а доля льготируемой добычи нефти в России практически удвоится и составит 90%, сообщил директор налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

«Тем не менее отмена действующей льготы — это прецедент, такого еще не было», — указала Козлова. — Сейчас идет процесс инвентаризации налоговых льгот, и логичнее было бы оценить эффективность и востребованность пониженной ставки НДПИ в рамках инвентаризации, а не отдельно ее отменять».

Сейчас завершен первый этап инвентаризации запасов нефти и оценки льгот, рассказал ранее РБК министр энергетики Александр Новак. Общие запасы включенных в инвентаризацию месторождений Роснедра оценили в 17,2 млрд т, а рентабельными для добычи — менее чем в 70% этих запасов.

Сформировать критерии предоставления льгот планируется на втором этапе. «Раньше льготы предоставлялись дискретно, точечно, а сейчас мы хотим систематизировать эту работу. Мы хотим оцифровать всю нефтянку, компании говорят, что это можно сделать за два-три года», — пояснил Новак.

Доля рентабельных запасов в 62% говорит о значительном объеме запасов, в добыче которых будут заинтересованы компании, подчеркнул Сазанов в интервью «Коммерсанту». «В этом случае просить какие-то дополнительные льготы по меньшей мере преждевременно. Мы можем в принципе в ближайшие пять лет ничего не менять», — уверен директор налогового департамента Минфина.

Отмена льготы на разведку месторождений за свой счет — чувствительный, но не острый вопрос для бизнеса, прокомментировал РБК заместитель гендиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. «Норма действительно в какой-то мере устарела — появление этой льготы было частью реформы налогообложения еще 2001–2002 годов, тогда как большинство действующих льгот по НДПИ появились после 2007 года», — отметил эксперт. «В условиях новой реформы отказ от подобных норм вполне ожидаем. Но это не делает менее актуальной необходимость налогового стимулирования разведки нефти, прежде всего путем вычета из налога на прибыль», — пояснил Белогорьев.

Представители Минэнерго и ЛУКОЙЛа отказались прокомментировать РБК планы по отмене льготы. НОВАТЭК не пользуется этой преференцией, сообщила РБК пресс-служба компании. Другие крупнейшие добывающие компании «Газпром», «Роснефть» «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и «РуссНефть» не ответили на запросы РБК.

Эксперты составили список ненужных налоговых льгот

Бюджет ежегодно теряет триллионы рублей из-за налоговых льгот, а сами льготы при этом зачастую неэффективны — их можно отменить или хотя бы попробовать усовершенствовать. 25 льгот, которые не соответствуют критериям эффективности, выделили ведущий научный сотрудник РАНХиГС, экс-глава департамента бюджетной политики Минфина Илья Соколов и старший научный сотрудник Института Гайдара Татьяна Малинина.

По сути, льготы эквивалентны налоговым расходам бюджета. Неэффективными их можно считать, если они не востребованы, потери от них составляют, например, свыше 100 млн руб. ежегодно, а для достижения целей, которые преследует льгота, есть менее затратная альтернатива. В целом 25 неэффективных льгот приводят к выпадению доходов бюджета в размере 1 трлн руб., следует из расчетов авторов.

Большинство неэффективных льгот относятся к налогу на прибыль — из-за 12 таких льгот бюджет недополучает свыше 430 млрд руб. доходов. В основном это происходит из-за нулевой ставки на дивиденды, которые получают российские организации при стратегическом участии (не менее 50%) в капитале компаний (203,2 млрд руб.), нулевой ставки для производителей сельхозтоваров при продаже продукции (55,7 млрд руб.), невключения в налоговую базу доходов Внешэкономбанка (68,5 млрд руб.) и пониженной ставки для отдельных категорий налогоплательщиков при зачислении налога в бюджеты регионов (88,5 млрд руб.).

Пониженная ставка по НДС для продовольственных товаров, товаров для детей и печатной продукции (10 вместо 18%) сокращает доходы на 278 млрд руб. А имущественный налоговый вычет при приобретении жилья лишает государство 151,1 млрд руб. в год. Освобождение от налогообложения доходов от продажи недвижимости, которая была в собственности не менее трех лет, по расчетам РАНХиГС, снижает доходы на 51,3 млрд руб.

Это лишь первичный анализ, но со льготами, которые не соответствуют даже первичным требованиям, нужно что-то делать — либо заменять субсидиями, либо ставить вопрос об их отмене, объясняет Соколов РБК. Второй этап — анализ эффекта льгот на макроуровне: надо понять, насколько они значимы для экономических показателей, в частности для благосостояния населения. Сделать это сложно, указывает Соколов, хотя такая возможность и есть: существуют методики, позволяющие сказать, оказывает ли влияние та или иная льгота на макропоказатели. Но однозначно оценить чистый эффект от конкретной льготы практически невозможно, отмечает эксперт.

Поправки в НК РФ по «имущественным» налогам: отмена деклараций по транспортному и земельному налогам, новые правила по льготам для физлиц

В Налоговый кодекс внесены важные поправки, касающиеся транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц (федеральный закон от 15.04.19 № 63-ФЗ). В частности, в 2020 году и далее не придется представлять расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций. А начиная с отчетности за 2020 год не нужно будет сдавать декларации по земельному и транспортному налогам. Об этих и других новшествах по «имущественным» налогам мы расскажем в нашей сегодняшней статье.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *